Воскресенье, 19.05.2024, 16:20
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Музей гигиены и здоровья ГОУ "Школа здоровья" 1702

Меню сайта
Форма входа
Архив записей
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 44
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Концепция создания музея

          

 
 
Без культуры существование на планете человека лишается смысла.
Д.С. Лихачев.
 
     К словам Д.С. Лихачева можно добавить, что без гигиенической культуры подрастающего поколения – тем более. Гигиеническая культура детей и их здоровый образ жизни остаются на сегодняшний день, к большому сожалению, на низком уровне.
 

 
    Данные социологического исследования показывают несоблюдение элементарных гигиенических правил:
  • каждый третий россиянин не моет руки перед едой или после туалета;
  • каждый четвертый не моет руки после возвращения с улицы;
  • трое из четверых не моют руки после игры или ухода за домашними животными.
     Конечно, сохранение и укрепление здоровья невозможны без соблюдения правил личной гигиены – комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, волосами, полостью рта, одеждой, обувью. Время поставило другие, более сложные проблемы: необходимо заниматься вопросами здорового питания молодежи, активизировать борьбу против курения, наркомании, злоупотребления спиртными напитками, укрепления физического и духовного здоровья молодежи, просвещением в области репродуктивного здоровья и психологического комфорта.
 
     Доказано, что около 80% заболеваний провоцируют психологические факторы. Психологический комфорт – гигиена будущего. Необходимо научить школьников противостоять стрессам, избегать конфликтов. Опыт показывает, что решение проблем здорового детства должно быть связано не только с традиционно медицинскими и гигиеническими мероприятиями, а в первую очередь, с новыми технологиями, когда составляющие их компоненты органически вплетаются в ткань образовательного процесса.
 
     Стереотип общественного мышления возлагает ответственность за здоровье на структуры здравоохранения и правопорядка. К сожалению, такой подход к проблеме ни в практическом, ни в моральном плане не представляет перспективы. Первопричина лежит в совершенно другой плоскости, а именно в сфере активного воспитания человека. В школе взят курс на новое направление в просветительской деятельности – музейную педагогику: подготовку к открытию музея гигиены.
 
Концепция создания музея гигиены и здоровья.
 
     Предстоящая модернизация образования предполагает сохранение здоровья обучающихся педагогическими средствами. Для этого мы предлагаем использовать свой главный ресурс – ЗНАНИЕ. Доказано, что в своем становлении человек тесно связан с пространством. Поэтому создание музея гигиены становится актуальным. В будущем музее предполагается собрать экспонаты гигиенической культуры. Для этих целей разработан для каждого класса маршрутный лист станций творческого поиска по гигиеническим предметам. Эмблемой музея выбран мойдодыр – символ чистоты и гигиены.
 
Цель:разработка и внедрение специального пространства по концентрации вокруг ребенка элементов гигиены и приобретения позитивного опыта через эту предметную среду в области культуры. Обеспечение комплексных мер по сохранению здоровья школьников.
 
Задача:главной задачей музея не просто демонстрация коллекции, а формирование у детей гигиенической культуры посредством энергетики музейного материала на основе наук музееведения, педагогики и психологии.
 
Ведущие идеи создания музея гигиены:
 
  • музей гигиены может стать местом и инструментом для решения проблем в области повышения гигиенической культуры школьников;
  • ценность будущей коллекции не только в количестве экземпляров, а и в том, что ученик о них узнает;
  • каждый класс – коллекционер;
  • совершенствование содержания воспитания;
  • расширение кругозора школьников в процессе собирательства;
  • изучение, исследование предметов коллекционирования;
  • привлечение обучающихся к организации внутреннего пространства школы.
Ожидаемые результаты внедрения проекта "Музея гигиены и здоровья”:
 
  • создание центра по воспитанию гигиенической культуры;
  • выработка устойчивости у школьников к негативным внешним раздражителям (курению, наркомании, алкоголю и т. д.);
  • формирование гигиенических навыков;
  • распространение положительного опыта внедрения проекта "музея гигиены” в регионе как нетрадиционную технологию воспитания.

Деятельность музея гигиены и здоровья

Направление

Организация деятельности

Преобладающая функция

Образовательная (сохранение коллекции и организация досуга – "здорового отдыха”, а также "нетрадиционное использование традиционных функций”, с учетом специфики аудитории)

Образовательная роль

Развитие личности ребенка, передача знаний

Фонды

Любые гигиенические предметы, даже выполненные детьми (главное, "чтобы они сохраняли прошлое, иллюстрировали настоящее и освещали будущее”):
1) выбранные для детей;
2) выставленные для детей;
3) интерпретируемые для детей;
4) в пространстве для детей

Здание

Отдельное помещение  в школе, организованное особым образом

Содержательная направленность деятельности музея

Определяется спецификой аудитории, отраслью знаний

Проведение исследований школьниками

Экспериментальный и интегративный (акцент на социально-педагогические исследования для планирования учета результативности воздействия)

Ведущая деятельность

Педагогическая (задача освоения музейной реальности в ее педагогическом аспекте)

Характер работы

Творческий (музей-театр), регламентированный, студийный (клубный, движение "ЗОЖ”)

Основные формы работы с посетителями

Интерактивные экскурсии (вовлечение посетителя в активную деятельность); комплексные (логико-аналитическое, чувственное, психомоторное восприятие): свободный выбор содержания и форм освоения самим посетителем

Адресность

Обращение к детям, подросткам (ориентация на индивидуального посетителя)

Характер обращения с посетителем

Как с субъектом – равноправным участником коммуникативного процесса, диалога (активный посетитель)

Тематика экспозиций

Соотносится с коллекциями и не ограничена (диктуется потребностями посетителей)

Способы экспонирования

Постоянные и сменные, разнообразные мероприятия для детей и с участием детей

Этапы внедрения социально-педагогического проекта "Музей гигиены и здоровья”

I этап:

  • предполагает разработку концепции, технологию внедрения;
  • проведение разъяснительной работы среди учеников и учителей "Зачем?” и "Что собирать?”;
  • распространение "Обращений”, выпуск проспекта "Музей гигиены”.

II этап:

  • разработка маршрута "станций” коллекционирования для классов;
  • систематизация собранного материала;
  • разработка эскизов экспозиций будущего музея;
  • обсуждение итогов данного этапа;
  • разработка положения о школьном музее гигиены;
  • приобретение оборудования.

III этап:

  • оформление дизайнером, художником пространства музея;
  • обсуждение выполнения этапов на кординационно-валеологическом совете;
  • оформление результатов внедрения проекта;
  • презентация музея гигиены.