Концепция создания музея
|
Без культуры существование на планете человека лишается смысла. Д.С. Лихачев.
К словам Д.С. Лихачева можно добавить, что без гигиенической культуры подрастающего поколения – тем более. Гигиеническая культура детей и их здоровый образ жизни остаются на сегодняшний день, к большому сожалению, на низком уровне.
|
Данные социологического исследования показывают несоблюдение элементарных гигиенических правил:
- каждый третий россиянин не моет руки перед едой или после туалета;
- каждый четвертый не моет руки после возвращения с улицы;
- трое из четверых не моют руки после игры или ухода за домашними животными.
Конечно, сохранение и укрепление здоровья невозможны без соблюдения правил личной гигиены – комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, волосами, полостью рта, одеждой, обувью. Время поставило другие, более сложные проблемы: необходимо заниматься вопросами здорового питания молодежи, активизировать борьбу против курения, наркомании, злоупотребления спиртными напитками, укрепления физического и духовного здоровья молодежи, просвещением в области репродуктивного здоровья и психологического комфорта.
Доказано, что около 80% заболеваний провоцируют психологические факторы. Психологический комфорт – гигиена будущего. Необходимо научить школьников противостоять стрессам, избегать конфликтов. Опыт показывает, что решение проблем здорового детства должно быть связано не только с традиционно медицинскими и гигиеническими мероприятиями, а в первую очередь, с новыми технологиями, когда составляющие их компоненты органически вплетаются в ткань образовательного процесса.
Стереотип общественного мышления возлагает ответственность за здоровье на структуры здравоохранения и правопорядка. К сожалению, такой подход к проблеме ни в практическом, ни в моральном плане не представляет перспективы. Первопричина лежит в совершенно другой плоскости, а именно в сфере активного воспитания человека. В школе взят курс на новое направление в просветительской деятельности – музейную педагогику: подготовку к открытию музея гигиены.
Концепция создания музея гигиены и здоровья.
Предстоящая модернизация образования предполагает сохранение здоровья обучающихся педагогическими средствами. Для этого мы предлагаем использовать свой главный ресурс – ЗНАНИЕ. Доказано, что в своем становлении человек тесно связан с пространством. Поэтому создание музея гигиены становится актуальным. В будущем музее предполагается собрать экспонаты гигиенической культуры. Для этих целей разработан для каждого класса маршрутный лист станций творческого поиска по гигиеническим предметам. Эмблемой музея выбран мойдодыр – символ чистоты и гигиены.
Цель:разработка и внедрение специального пространства по концентрации вокруг ребенка элементов гигиены и приобретения позитивного опыта через эту предметную среду в области культуры. Обеспечение комплексных мер по сохранению здоровья школьников.
Задача:главной задачей музея не просто демонстрация коллекции, а формирование у детей гигиенической культуры посредством энергетики музейного материала на основе наук музееведения, педагогики и психологии.
Ведущие идеи создания музея гигиены:
- музей гигиены может стать местом и инструментом для решения проблем в области повышения гигиенической культуры школьников;
- ценность будущей коллекции не только в количестве экземпляров, а и в том, что ученик о них узнает;
- каждый класс – коллекционер;
- совершенствование содержания воспитания;
- расширение кругозора школьников в процессе собирательства;
- изучение, исследование предметов коллекционирования;
- привлечение обучающихся к организации внутреннего пространства школы.
Ожидаемые результаты внедрения проекта "Музея гигиены и здоровья”:
- создание центра по воспитанию гигиенической культуры;
- выработка устойчивости у школьников к негативным внешним раздражителям (курению, наркомании, алкоголю и т. д.);
- формирование гигиенических навыков;
- распространение положительного опыта внедрения проекта "музея гигиены” в регионе как нетрадиционную технологию воспитания.
Деятельность музея гигиены и здоровья
Направление |
Организация деятельности |
Преобладающая функция |
Образовательная (сохранение коллекции и организация досуга – "здорового отдыха”, а также "нетрадиционное использование традиционных функций”, с учетом специфики аудитории) |
Образовательная роль |
Развитие личности ребенка, передача знаний |
Фонды |
Любые гигиенические предметы, даже выполненные детьми (главное, "чтобы они сохраняли прошлое, иллюстрировали настоящее и освещали будущее”):
1) выбранные для детей;
2) выставленные для детей;
3) интерпретируемые для детей;
4) в пространстве для детей |
Здание |
Отдельное помещение в школе, организованное особым образом |
Содержательная направленность деятельности музея |
Определяется спецификой аудитории, отраслью знаний |
Проведение исследований школьниками |
Экспериментальный и интегративный (акцент на социально-педагогические исследования для планирования учета результативности воздействия) |
Ведущая деятельность |
Педагогическая (задача освоения музейной реальности в ее педагогическом аспекте) |
Характер работы |
Творческий (музей-театр), регламентированный, студийный (клубный, движение "ЗОЖ”) |
Основные формы работы с посетителями |
Интерактивные экскурсии (вовлечение посетителя в активную деятельность); комплексные (логико-аналитическое, чувственное, психомоторное восприятие): свободный выбор содержания и форм освоения самим посетителем |
Адресность |
Обращение к детям, подросткам (ориентация на индивидуального посетителя) |
Характер обращения с посетителем |
Как с субъектом – равноправным участником коммуникативного процесса, диалога (активный посетитель) |
Тематика экспозиций |
Соотносится с коллекциями и не ограничена (диктуется потребностями посетителей) |
Способы экспонирования |
Постоянные и сменные, разнообразные мероприятия для детей и с участием детей |
Этапы внедрения социально-педагогического проекта "Музей гигиены и здоровья”
I этап:
- предполагает разработку концепции, технологию внедрения;
- проведение разъяснительной работы среди учеников и учителей "Зачем?” и "Что собирать?”;
- распространение "Обращений”, выпуск проспекта "Музей гигиены”.
II этап:
- разработка маршрута "станций” коллекционирования для классов;
- систематизация собранного материала;
- разработка эскизов экспозиций будущего музея;
- обсуждение итогов данного этапа;
- разработка положения о школьном музее гигиены;
- приобретение оборудования.
III этап:
- оформление дизайнером, художником пространства музея;
- обсуждение выполнения этапов на кординационно-валеологическом совете;
- оформление результатов внедрения проекта;
- презентация музея гигиены.
|